Проповедь в 13-ю неделю по Пятидесятнице

В воскресение 11 сентября, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (21, 33-42) –притча о виноградаре. С проповедью к молящимся, обратился иеромонах Савва.
Сегодня в Евангельском чтении мы слышим притчу о виноградаре. Это притча иносказательно говорит об израильском народе. Место, где растет виноград, это и есть израильский народ, где возрастают плоды Божии. Мы слышим в притче о том, что народ побивает слуг, посланных виноградарем, это и есть те пророки, которых посылал Господь израильскому народу. Башня, которая описана в притче, это прообраз храма Иерусалимского. Это единственный храм, где приносилась жертва Богу. Мы знаем, что точило, о котором говорится в притче, это есть обетование о приходе Мессии, который спасет весь израильский народ. Бог (виноградарь) посылает своего сына (Иисусу Христа) собрать плоды, но израильский народ понимает, что это посланник Божий, и хочет убить его, чтобы освободиться от заповедей Божиих и творить свою волю. Эта притча говорит о том, что отвергнув краеугольный камень (Иисуса Христа) все рушится в мире и спасение народ не получает.
Многие святые отцы говорят, что виноград это душа человеческая. Пока мы пренебрегаем заповедями Господними и творим все по собственной воле, мы отходим от Бога. Господь долготерпелив, но когда он видит, что исправлению мы не подлежим, он отсекает нас от Царствия Небесного и истребляет. Так и Церковь, которая нарушает заповеди, не соблюдает каноны, тоже истребляется.
Сегодня мы празднуем памяти великого пророка церкви Иоанна Крестителя. Он велик хотя бы потому, что Церковь отмечает все события, связанные с его жизнью: зачатие, рождение, усекновение главы, а также три обретения честной главы, перенесение его десницы. Несмотря на то, что Иоанн Предтеча не входил в число апостолов, он проповедовал о приходе Иисуса Христа, он призывал народ к покаянию, крещению и исповедованию. Он не боялся обличать грех человеческий ни простого люда, ни царской власти, за что и был посажен в темницу, обличив царя Ирода, за грех прелюбодейства с женой брата. Иродиада злобясь за это на Предтечу хотела убить его. По случаю дня рождения Ирода, дочь Иродиады Саломея танцевала перед гостями и угодила Ироду, который пообещал ей любой подарок, даже полцарства. Она же по наущению матери попросила голову Иоанна Предтечи, которую ей принесли на блюде. Так пострадал пророк, обличая человеческий грех.
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37–41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода.
В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Позднее когда был захвачен Константинополь глава Иоанна Крестителя была перенесена во Францию в Галию. При французской революции в 1789 году, когда конвент изымал мощи всех угодников, в 1793 году был издан указ о том, чтобы изъять главу и Иоанна Крестителя, то мэр этого города Луи Александр, сохранил под страхом смерти у себя дома. В 1816 года глава Иоанна Предтечи была передана Собор Пресвятой Богородицы в Галии.
Уже в наше время в двадцатые года была создана комиссия, чтобы освидетельствовать на подлинность святые останки, так как в другом местечке во Франции была найдена челюсть, предположительно от этой главы. Экспертиза показала, что глава относится к первому веку от Рождества Христова, а челюсть относится к более позднему времени.
В наше время силами Корсунской епархии православные имеют доступ к честным останкам в Соборе амьенском и даже возобновлены православные Литургии, где каждый желающий может помолиться.
Господи, молитвами святого пророка Иоанна Предтечи, помилуй и спаси нас грешных. Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *