Проповедь в 12-ю неделю по Пятидесятнице.

В воскресение 4 сентября, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (19, 16-26) –что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную. С проповедью к молящимся, обратился священноинок Антоний.
Сегодня в Евангельском чтении мы слышим как некий человек походит ко Христу с вопросом: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». На что Господь ему отвечает: «то ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Этот человек обращался ко Христу, как к обыкновенному учителю и простому человеку. Если апостол Петр признал его за Сына Божия, то этому человеку тайна не открылась, и он видел Христа как обыкновенного человека, но наградил его эпитетом, который приличествует одному Богу. И Христос исправляет человека: не называй людей благими, не разбрасывайся теми словами, которые предлежат одному лишь Богу. Здесь чувствуется еще и оттенок лести, когда он подошел и хотел расположить Христа к себе. И дальше начинается диалог со Христом. Господь говорит ему: «соблюди заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит, что все это он соблюдает от юности своей. Господь сердцеведец и видит, на каких крючках дьявол держит каждого человека. У каждого человека свой крючок, который прицеплен к сердцу. Кто-то держится на пьянке, кто-то держится на гордыне, кто на блуде. А у этого человека была страсть к богатству. Господь показывает ему слабое место, за которое его держит дьявол. Христос говорит: «пойди, раздай все и следуй за мной». И вот в душе этого юноши состоялась битва: с одной стороны спастись хочется, а с другой стороны лишиться всего чего у него есть, тоже не хочется. Юноша видел, что это не просто обыкновенный человек, он видел какие чудеса Господь творил, и эти слова раздать все богатство, имели вес в устах Христа. Но спасаться в этот момент юноше хотелось меньше, чем пересчитать свои богатства. Человек, уповающий на Бога, ставит его на первое место, а уповающий на богатство, на свои силы, ставит Бога на последнее место. Бог Богом, а вот то, что мне карман греет, то мне и поможет. Вот так думает тот человек, о котором Господь сказал: «удобнее верблюду пройти сквозь угольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».
И вот здесь возникает вопрос. Юноша говорит, что возлюбил ближнего как самого себя, а рядом с ним полно нищих, бедных, страдающих. Если бы он любил ближнего, то делился бы с неимущими. Даже если никто не просит, он подойдет и даст денег. А иначе что это за любовь? Видя страдающего человека и ничем ему ни помочь. Юноша вроде бы старался упражняться в благочестии, но сам свое спасение отвергнул.
Святые отцы всегда заповедовали хранить в себе сердце сокрушенное и смиренное. Если бы у юноши было сокрушенное сердце, он бы понял, что нет в нем истинных добродетелей. Что он ходит по лезвию ножа и тогда тут уже не до миллионов. Тут уже надо спасаться, иначе будет плохо. Подвижники рождаются именно из таких побуждений. Например, Серафим Саровский молился на камне, когда на него пошли серьезные атаки со стороны бесов. Его так помыслы начали разрывать, что он понял, что погибает. Поэтому он не оставлял молитву тысячу дней и ночей не потому что нечем другим было заняться, а потому что на него идут атаки, а отступать некуда, за спиной погибель. Исследователи жития Серафима Саровского указывали, что эти помыслы, благодаря которым он и решился на этот подвиг, были помыслы тщеславия. Которые стали его атаковать, когда он отказался от игуменства в Саровской обители, и предпочел стать обычным монахом. В этой битве по милости Божией победил преподобный Серафим.
Когда человек видит свою нечистоту и не старается себя как-то убедить, что он хороший, то тогда и имения раздаются, как раздал схимонах Иннокентий Сибиряков, на средства которого построен Андреевский скит на Афоне. Так поступал и Филарет Милостивый, так поступали и многие. Те, которые шли путем сугубого нестяжания и раздаяния всех своих имений. А юноша, по всей видимости, имел о себе мнение, что итак спасется. И поэтому сожалел о нем Господь тогда, сожалеем сейчас мы, читающие это Евангелие, и будут сожалеть те, кто будет читать Евангелие после нас. Господь да спасет всех нас имиже веси судьбами. Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие

(21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *