Проповедь в День всех святых в земле Российской просиявших

В воскресение 26 июня, на Божественной Литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (4, 18-23) – Христос призывает апостолов следовать за ним. С проповедью к молящимся, обратился иеромонах Савва. Он поздравил всех присутствующих с днем Всех святых в земле Российской просиявших.

Мы находимся в середине Петровского поста и должны себя понуждать к молитве и соблюдению поста, потому что это время особое. Также как плоть физическая, плоть духовная требует упражнений. Если мы долгое время не упражняем свое тело, то оно дряхлеет. Так же и душа наша, если мы не упражняем ее аскетическими подвигами и молитвой, она приобретает дряхлость, и мы становимся подвержены различным грехам и падениям. Чтобы этого не происходило, нужно время поста использовать без послаблений – для духовного укрепления. Воздержание от скоромной пищи умножает силы для молитвы и улучшает трезвение.

Когда отца Дмитрия Смирнова спрашивали о том, какой грех самый тяжелый, он отвечал, что самый тяжелый грех – это неверие. Когда у человека нет веры, в нем произрастают все прочие грехи. Он убивает, прелюбодействует, ворует и проч., в сердце его царит зло. Но греху неверия подвержены и мы, верующие, когда в нас нет смирения, и мы стремимся все делать по своей воле. Например, когда понуждаем наших близких принять Крещение, или причаститься Святых Даров. И это несмотря на то, что знаем, что Господь каждого человека к вере ведет своим особым путем. Бог уважает свободную волю человека и действует всегда без насилия. Он всегда выбирает путь лучший из возможных. Мы же, когда, по-своему разуму, стараемся заставить сделать что-то насильно, против воли человека, это приводит к обратному эффекту. Человек, как правило, тогда ожесточается, и противление в нем возрастает, т.е. мы не только не достигаем того, к чему стремимся, а получаем противоположный результат. Нужно сначала попросить в молитве помощи у Бога, а потом уже разговаривать с людьми и наставлять их в вере, если они сами того попросят. Мы забываем, что молитва о других – это главное, а в том, что мы говорим им должно быть поменьше знаний, и побольше своего опыта.

Мы знаем, что вера наша слаба. Если бы мы имели веру с горчичное зерно, как говорится в Евангелии, то смогли бы горы передвигать. Мы же когда просим Господа, часто не верим в то, что Он может наше прошение исполнить. Порой наша молитва — просто сотрясание воздуха. И потому как сами не верим, то и молитва наша остается бесплодной. Нет у нас дерзновения в молитве. Вспомним, что говорится в Евангелие, когда апостол Петр увидел идущего по воде Христа, и по вере своей последовал к нему навстречу, но, когда усомнился, сразу стал тонуть. Нельзя сомневаться, что Господь может исполнить наши прошения, только бы они были обращены пользе нашего Спасения, а не к спокойному безбедному земному существованию.

Закрепим в своей памяти сравнение отца Димитрия – верующего со спортсменом. Спортсмен, который усердно тренировался всю жизнь, если на год оставляет тренировки, то тело его дряхлеет и расслабляется, а если вообще оставляет спорт, то он начинает болеть и может даже умереть. Поэтому как спортсмену необходимы постоянные тренировки, так и верующим нужны пост и усердие в молитве, чтобы его «духовные мышцы были в тонусе». Нужно всегда помнить, что постоянно совершаемое правило является для нас той духовной гимнастикой, которая позволяет нам сохранять трезвение, избегать духовного расслабления и грехопадений.

Сегодня мы празднуем память Всех святых в земле Российской просиявших. Старец Иоанн Крестьянкин сравнивал всю историю Русской Церкви с Ее семью таинствами. Первый период – равноапостольного Владимира – соответствует таинству Крещения. Он короток, но необычайно знаменателен вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа-язычника, который заново рождается, принимая Православие. Появляются первые святые, достойные святых первых веков Христианства. Два сына святого князя Владимира – князья-страстотерпцы Борис и Глеб яркий тому пример. Появляются первые ходатаи за русский народ в Царстве Небесном.

Второй период продолжается до татаро-монгольского ига. Он соответствует таинству Миропомазания. В этот период народ мужает, избавляется от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста – это период, когда должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. В этот период происходит зарождение русского монашества, монашеского подвиг молитвы и отшельничества приходит на русскую землю, появляется Киево-Печерская Лавра, основанная преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

Третий период соответствует таинству Покаяния. Он начинается с приходом монгольских орд на Русь и продолжается до Куликовской битвы. Накопившиеся в народе грехи, братоубийственные княжеские междоусобицы, нужно было искоренить суровым игом рабства. В этот период Русской Церкви даруется сонм первосвятителей: Петр, Алексий, Иона, Филипп, множество преподобных отцов и подвижников благочестия, среди которых возвышается собиратель нашего отечества – преподобный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, который воспитал целую плеяду духоносных старцев.

Четвертый период – от свержения монгольского ига и до Петра I. Это блестящий период свободы соответствует таинству Брака, когда душа народная, очищенная страданиями, обручается и придается всецело Небесному Жениху. На русской земле нераздельно царствует Христос, она украшается великим множеством святых: святителей, преподобных, праведных, блаженных… Это время свадебного пира, соединения народа с Богом. В эти века перед престолом Божиим встают более 150 новых святых, ходатаев за свой народ.

Пятый период начинается от Петра I и длится до Первой мировой войны, и соответствует таинству Елеосвящения. Это синодальный период, во время которого русская интеллигенция, обращает свои взоры на Запад, начинает заражаться идеями Просвещения, и вносить разлад в духовную жизнь народа. Царство земное лихорадочно растет, идолы, сокрушенные равноапостольным князем Владимиром, оживают в колеблющихся душах.

Шестой период длится от Первой мировой войны и до ныне. Он соотносится с таинством Святой Евхаристии. «Никогда русский народ, «малое стадо», так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь», — говорит старец Иоанн. Это период гонений богоборческой власти на Церковь и священников. Появляется целый сонм новомученников российских. Этот период начинается свержением нашего самодержавного императора, Николая II. Но он также знаменателен восстановлением упраздненного Петром I патриаршества. Избранному на Поместном Соборе 1917 г. патриарху Тихону выпала очень тяжела миссия в этот богоборческий период – сохранить Веру и Церковь Христову. Гонения и испытания, которые выпали на долю патриарха можно без преувеличений приравнять к кресту мученичества. В этот период безбожной властью было истреблено огромное число архиереев, священников, монахов и мирян. Список новомученников содержит около 10 тыс. имен. Но сколько еще тех, кто не прославлен Церковью, но конечно же, прославлен у Господа.

И восполнит Господь сосуды веры христианской в седьмой период Церкви Русской, и освятит русский народ Своею Благодатью, которая даст свободно избрать людям целью жизни на земле – Царство Небесное. И будет этот период соответствовать таинству Рукоположения. И станет «русский народ священным народом, утренней звездой между народами».

Господи, молитвами всех святых в земле Российской просиявших, помилуй и спаси нас грешных. Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь

(42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *