Проповедь в третью неделю по Пятидесятнице.

В воскресение 3 июля, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (6, 22-33) –Христос призывает оставить мирские попечения, а прежде заботиться о спасении души. С проповедью к молящимся, обратился священноинок Антоний.
Мы все с вами живем в очень противоречивое время. С одной стороны это время, при котором у нас прибывает толерантность во всех сферах жизни. Люди стараются не затрагивать и вопросы религии, терпимее относится к инакомыслящим. Однако в настоящее время многие пытаются перейти на вторую брань. Понятно, что любая вера говорит о том, что она правильная и единственно верная. Так мусульмане считают, что их вера самая правильная, католики свою веру признают истиной и т.п. Возникает вопрос: «А на каком основании нас пытаются уравнять? Почему православие не может говорить о том, что оно истина?». Рассмотрим такой вопрос: «Почему не все вероисповедования истины, и не все ведут ко спасению». Что такое есть спасение? Мы, говоря о спасении, вкладываем каждый свой смысл. Что есть спасание: попадание в какое-то место, где тебе будут все блага предоставлены бесплатно и не нужно ни о чем заботиться? Нет, это не спасение, а вечный бесплатный санаторий. Что удивительно, многие люди так и представляют себе рай –все есть и все бесплатно, никаких болезней, ешь и веселись. Это не является моделью или описанием райских обителей в православной понимании, к которым мы стремимся. Спасение, это, прежде всего, сверхъестественное состояние, при котором человек получает возможность общаться с Богом, постигает черты его промысла и ведет совершенно иную жизнь, чем когда жил в миру. Спасение не от мира сего. Человек, сподобившийся войти в райские обители, живет совершенно другим. Как писал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Пребывание с Богом открывает такие горизонты, которые человек не может подумать и представить. Повторюсь это состояние сверхъестественное. Что это значит? То, что сам человек до этого состояния дойти не может. Здесь действует благодать. Что это такое? Ни какое физическое поле, ни какое-то вещество, ни какая-то сущность, благодать есть действие Святого Духа. К примеру, Бога мы пощупать не можем, но по каким-то его действиям мы можем его заметить и получить какое-то представление. Представьте такой случай: вы стоите и пред вами ваш обидчик. И вы до такой степени раздражены, что готовы его прибить. И вдруг, вместо того чтобы совершить нелицеприятные поступки, ваше состояние сменяется на совершенно другое. Вы каким-то непонятным образом успокаиваетесь и получаете возможность не только не убивать обидчика, но и даже отнестись к нему дружелюбно. Что-то с вами случилось. Весь ваш опыт житейский говорит о том, что это не ваше действие произошло. Вы знаете себя, что не смогли бы пересилить гнев. Что-то непонятное с вами случилось. Вполне возможно, что это было благодатное посещение. Примерно так можно объяснить, что такое благодать. Просто кто-то взял вас и переместил из одного состояния в другое. Благодать может действовать по-разному. Где-то очень тонко, а где-то очень серьезно. Если вы читали о молитвенниках, которые пребывали в созерцании, то ум человека восхищается, но перед его сознанием проносится определенная картинка познать тайну Царствия Божия. Вот также апостол Павел говорит: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает ) восхищен был до третьего неба». И еще много таких подвижников, которые удостоились созерцания. Это более сильное действие благодати. Благодать может действовать по-разному, но возникает вопрос: как стяжать благодать. Сами мы это сделать не можем. Мы можем только тогда спастись, когда нам кто-то дарует это состояние. Кто может даровать такое состояние? Очень многие сейчас говорят о том, что нужно просто быть хорошим человеком. Да Господь смотрит на наши душевные качества, но если мы ведем себя неправильно, то есть мы осуждаем, крадем, обманываем, то Бог к таким действиям не благоволит. Просто хорошим человеком, это не значит спастись. Господь дарует нам свою милость, поскольку мы стараемся. Но если мы не прилагаем усилия, то Царствия небесного мы не увидим. На каком основании нам дается благодать? У католиков, которые в свое время потеряли благодать, они отпали от веры, существует такое совершенно безумное учение, согласно которого есть некая критическая точка добрых дел. Грубо говоря, какому-то человеку, чтобы спастись, нужно накопить 5 кг. добрых дел. Это совершенно безумное учение, представлять своим адептам, что Царствие Божие можно чем-то купить. В отличие от католиков, в православном учении говорится о том, что Царство Божие даруется Господом, потому что мы его просим. Бог действует в своем промысле в отношении творений с позиции любви. Если творению просьба не повредит, то он получит просимое. Почему? Потому что мы просим, а Господь любит своих чад. Вот так и мы, если мы просим спасение, то Господь дарует это. Не потому что он в нас сильно нуждается, а потому что любит свое творение. Господь дает нам благодать, но почему же мы не удерживаем ее, а вновь и вновь скатываемся во грехи? Вот представьте, сосед вас зовет в гости. Когда вы пойдете к нему в гости? Тогда когда вы хорошо к нему относитесь. И вот он вас зовет, и вы приходите. А потом вы узнаете, что ваше общение будет происходить не в доме, а где-нибудь в хлеву. У вас возникнет вопрос, куда ты меня позвал и зачем? Вам не очень приятно будет там находиться. Какое-то время вы возможно и побудете там, но тот смрад и нечистота, которая там присутствует, заставит вас уйти. Вы не хотите там находиться. У вас будет совершено резонный вопрос: ты позвал меня в гости, значит, ты во мне нуждался, почему же тогда ты не прибрался и не пригласил меня к себе домой? Ситуация противоречивая. Когда мы зовет Бога и просим дать благодать, но потом абсолютно произвольно скатываемся в какие-то страсти, то мы уподобляемся этому человеку, который позвал в гости и держит вас в хлеву. Мы, возможно, это понимаем, и даже стараемся что-то исправить, но у нас настолько извращена человеческая воля, что мы вновь и вновь приглашаем к себе Господа в дом, а встречаем его в хлеву. Что-то с нами случилось. Мы любим состояние хлева. Когда-то нам было дано почувствовать, что есть хлев и что есть дом. Первые люди пребывали в благодатном состоянии. И все те добродетели, к которым мы сейчас все стремимся и никак не можем достигнуть, для них они были естественными. А потом произошло грехопадение и началось безблагодатное состояние, в котором мы пребываем до сих пор. Господь дает нам благодать, когда мы просим, но ждет от нас того, что мы будет стремиться сохранить ее и относиться к ней трепетно. Мы в глазах Божиих выглядим такими чудаками, которые раз за разом зовем его, а потом, по сути выгоняем его. Знаем, что Господь не живет в нечистоте, а продолжаем творить беззакония. Православие не есть наука, как вести себя в обществе. Православие это учение как достичь сверхъестественного состояния. Некоторые достигают этого благодатного состояния уже здесь на земле. Если мы не имеем каких-то благодатных даров, то это значит, что мы не можем вместить их. Почему? Из-за гордыни. И Бог вынужден нас держать на голодном пайке, пока у нас не возникнет иммунитет против гордыни, пока у нас не укорениться, что мы испорченные червячки. И тогда потихоньку Господь может увеличивать в нас свою благодать. В этом и состоит отличие православия от других религий. Если можно было бы спастись через другие религии, тогда возникает вопрос: а зачем распинался Спаситель? Если мы считаем, что можем спастись не через Христа, то значит, не было и жертвы Христовой, а просто акт убиения. Православная Церковь учит, что это была добровольная жертва. В результате чего у нас появилась возможность выпросить себе вот то заветное состояние, в котором мы когда-то находились и от которого отпали. Будем просить Бога о спасении душ наших. Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *