Неделя о расслабленом.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о расслабленном. Вифесда по-еврейски означает Дом Милосердия. Святые отцы говорят, что весь наш мир подобен этому Дому Милосердия, в нем много болящих, страждующих, сухих, немощных, чающих возмущения воды. И больше в нем не тех, кто болеет телом, а тех, кто болеет душой, язвы ее — грехи наши. Не всегда душевные болезни переходят в телесные, как правило, в случаях их особого закоренения. В этом повествовании говорится, что милосердие Господне неизреченно, оно всегда приходит в нужное время для того, чтобы спасти отчаявшихся, уже не чающих получить исцеление. Святые отцы говорят, что такое закоренение в болезнях опаснее всего в народах. И тогда Господь посылает таким народам бедствия, голод, войны — для того, чтобы вразумить их и отвратить от грехов. Но не только к народам Господь проявляет свое милосердие, но и к также к отдельным людям, чтобы отвратить и единого грешника от греха. Немощи наши, проявляющиеся в каких-то наших внешних органах — рухах, ногах — это не самое страшное. Но самый главный орган человека — это сердце, и если человек не очищает свое сердце от греха покаянием — он не может внимать слову проповеди Господней, т.е. свет Христова учения не водворяется в нем, и в этом причина, почему многие, получив Крещение, отходят от Церкви. Как говорят апостолы, хуже просветиться словом Божиим, но не сохранить его в своем сердце, чем вообще не принять его.
Сегодня мы празднуем память святых благоверных князей-страстотерпцев, Бориса и Глеба. Этот праздник приурочен к перенесению их мощей. Он был учрежден в 1069 г., при сыновьях великого князя Ярослава Мудрого. Все три его сына, Изяслав, Святослав и Всеволод, участвовали в прославлении князей страстотерпцев, Бориса и Глеба. Первый храм в честь страстотерпцев был воздвигнут самим Ярославом в 1026 г. Но за сорок лет он пришел в ветхость и его сыновья решили поставить новый храм, и их усилиями он воздвигается. 2 мая в Вышгород для перенесения мощей в новый храм прибывают митрополиты Киевский Георгий и Черниговский Нифонт. Изначально в Вышгороде пребывали мощи князя-страстотерпца Бориса, убиенного по приказу Святополка Окаянного на реке Альте, а спустя 4 года были обретены и сюда же перенесены со Смядыни мощи князя-страстотерпца Глеба. Воздвигнутый на скорую руку храм скоро обрушился, храм «на века» был построен уже при внуках Ярослава Мудрого. Большой каменный храм в честь князей страстотерпцев был воздвигнут и расписан трудами великого князя Олега Святославича. Но так как Святополк Изяславич не соглашался на перенесение мощей в новый храм из-за того, что он не принимал участия в этом строительстве, лишь после его смерти, по распоряжению великого князя Владимира Мономаха, 2 мая 1115 г. наконец состоялось перенесение мощей в этот новый храм. Несмотря на то, что этот храм был храмом княжеского дома Ярославичей, и задумывался для утверждения братской любви между ними, разделения предотвратить не удалось. Монамаховичи почитали князя-страстотерпца Бориса, а Олеговичи и Давыдовичи — князя страстотерпца Глеба.
На Руси память благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба особо утверждалась строительством храмов и монастырей в их честь, прежде всего, на местах, связанных с их мученической гибелью. Молитвы и заступничество князей-страстотерпцев Бориса и Глеба перед Престолом Всевышнего всегда помогали нашему воинству, хотя сами они при жизни в ратных подвигах не участвовали. Мы знаем о явлении страстотерпцев св. благоверному князю Александру Невскому перед его битвой с немцами на Чудском озере и великому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Небесное воинство, которое они возлавляли помогало одерживать победы русскому воинству и во многих других сражениях. Несмотря на то, что князь Борис имел большую дружину и мог бы разбить Святополка Окаянного, но он избрал высшую меру — меру христианской любви к своем старшему брату-убийце. Он предпочел смиренно предаться в руки его наемников-убийц и погибнуть, но не участвовать в братоубийственной брани. Своим примером он показал всем князьям, что надо хранить братскую любовь, а не стараться на костях своих сродников утвердить свою великокняжескую власть. И юного князя Глеба христианский подвиг мученичества старшего брата укрепил последовать его высочайшей мере христианской любви. Святые благоверные князья-страстотерпцы, Борисе и Глебе, молите Бога о нас!

Ссылка на проповедь










(37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *