• English

Потрудиться ради спасения

В воскресенье 27 декабря, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, Святых Праотец, в Спасо-Преображенском монастыре совершили Божественную литургию.

За два воскресенья от Рождества Христова в Неделю Святых Праотец Церковь отмечает память ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих.

Митрополит Антоний Сурожский в своем слове в Неделю Святых Праотец приводит в пример святого пророка Даниила и трех отроков, которые были брошены в пещь огненную за их отказ поклониться идолам:

«Вот что нам говорит о Боге это событие: там, где горит страдание, там, где пламенеет искушение, там, где ужас смерти охватывает людей, – Бог в их среде, не чужой, не призывающий их, как бы извне, к терпению, которого Он Сам не проявил бы, не спасающий извне, без участия в их страдании. Наш Бог сошел в нашу среду, Он приобщился всему, что составляет человеческую судьбу; огненное искушение и испытание Он пережил и устоял; и среди огненного испытания Он дает свободу тем, которые остаются с Ним. В самые глубины человеческого ада Он сошел, и там возвестил свободу и победу Божию, и новую жизнь людям.

Разве пред таким Богом можно не поклониться? Разве можно Ему отказаться служить? Разве можно предпочесть какие-либо другие ценности, чем ценности Божии, Христовы на земле, и отдаться другой власти, чем власти Христовой?»

Евангелие этого дня содержит притчу о званых на ужин (Лк., XIV: 16-24), выводом из которой служат слова Господа нашего Иисуса Христа: «… много званых, но мало избранных».

Свт. Феофан Затворник пишет: «Званые – это все христиане, избранные же – это те из христиан, которые и веруют, и живут по-христиански… Мы призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во всё последующее время.

Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы.

И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время их оказывается еще меньше: таков уж дух века – противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет всё больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец и совсем кончится, останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться…»

Если во времена свт. Феофана дух христианский был слаб, то что говорить о сегодняшнем состоянии? Годы безбожия и гонений на Церковь в XX веке еще более ослабили веру в людях. Современное образование и воспитание, телевидение и интернет совсем не способствуют укреплению веры. Что же делать? Только молиться и уповать на Господа.

В своей проповеди священноинок Антоний предложил толкование известной притчи о званых. Бог Отец зовет наиболее достойных в Царствие Небесное, а Бог Сын собирает всех желающих следовать туда за Ним.

Ни одной веской причины отказавшиеся от приглашения не называют. Один купил землю, надо ее посмотреть: «Имей мя отреченна». Таким образом, между ним и Богом встало имущество. Второй захотел испробовать приобретенных волов. Волы – это труд, деятельность, суета: «Мне некогда, Господи, я занят». Третий женился и своим отречением поставил между собой и Богом семью.

И вот решение их участи: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина», то есть не войдут в Царствие Небесное. Это ожидает всех, кто добровольно отказывается от Бога, тем самым, он отказывается и от Царствия Небесного.

Эта притча, сказанная более 2 тысяч лет назад, актуальна и сейчас. Суета, заботы, дела заглушают зов Божий. У человека не остается времени для души. Оглянувшись назад, многие уже в зрелом возрасте понимают, что жизнь прошла зря, время потеряно.

И кто же попал на вечерю? Кто отложил всё и выразил желание откликнуться на приглашение. Господь зовет всех, кто хочет быть с ним. Далее всё зависит только от решения человека, от его выбора.

В этом выборе главную роль играет сердце человеческое. Делая выбор в пользу греха, человек как бы говорит Господу: «Имей мя отреченна. В данный момент мне это нравится больше, чем то, о чем Ты говоришь». И Господь ждет и зовет снова и снова.

Что же нам мешает сделать правильный выбор? Наши пристрастия, с которыми трудно расстаться. Такими притчами Господь подталкивает нас, чтобы мы начали шевелиться. Время уходит, а с ним исчезают шансы на спасение. Не стоит оставлять всё на последний момент, надеясь спастись, как разбойник на кресте.

Спасаться – это труд. Приложишь труд – получишь плоды. Да даст нам Господь огонек усердия для спасения своей души.

Ссылки на видео:

Апостол

Евангелие

Проповедь

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *