В воскресение 7 августа, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (14, 14-22) – Чудесное насыщение пяти тысяч народа. С проповедью к молящимся, обратился священноинок Антоний.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, зачало, повествующее о том, как Господь сотворил об из самых известных своих чудес – насыщение пяти тысяч человек хлебом и рыбой. В Евангельском повествовании говорится, что Господь совершил чудо после того, как Господь очень долго учил людей. Он собрал их и говорил им что-то. Что именно он говорил в Евангелие не сказано. Мы можем сами понимать, что именно Господь мог им рассказывать. Он рассказал им тайны Царства небесного. Он старался изменить их разум и их понимание духовной жизни. Он старался дать им что-то, на что они бы опереться и выстроить правильный путь к Богу. Почему он это делает? Да потому что весь тот закон и все то, чему учили пророки, на тот момент уже в Израиле оскудело на столько, что изменилось буквально до неузнаваемости. Садукеевская верхушка, правящая в тот время в Израиле, развратилась и обесчестила до такой степени, что они уже не верили практически ни чему, из чего состояла духовная жизнь. Существование души они отрицали, какие-то другие духовные явления тоже отрицали. Практически они стали материалистами. По крайней мере, Бога еще не отрицали. Понимая, что такие учителя ни чему хорошему народ научить не могут, Господь тратил огромное количество времени и сил, чтобы создать у людей правильную религиозную картину. Пять тысяч человек оставались и слушали его. Их никто не удерживал, они добровольно сидели и слушали. Но такое было сознание у народа того времени, что слушая и что-то вроде понимая, при первой же возможности люди опускались на свой, такой привычный им, материальный уровень. Они очень впечатлились событиями того дня, но не тому, что говорил им Господь, а насыщению хлебом. Они захотели сделать его царям. В ветхозаветном иудейском писании была информация о том, что мессия придет и изменит мир. Они понимали, что должно произойти что-то духовное. А впечалились разделенными рыбами. Мы очень часто в своих пожеланиях повторяем состояние ветхозаветных иудеев. Нам, конечно, могут рассказать что-нибудь, чем-то нас поразит, но если нам дадут что-нибудь вкусное съесть, то это лучше и больше нас впечатлит. Это показывает одну печальную истину для нас, в том, что после грехопадения наших праотцев, мы опускаемся все ниже и ниже, в то состояние, при котором в борьбе духа и плоти, побеждает плоть. Плотские интересы нам гораздо ближе. Очень многие из людей вообще не ставят никаких духовных целей. Противостояние плоти и духа лежит в основе нашего падения. Те кто стремится ко спасению, стараются приучать себя вести не зову плоти, а по велению духа. Как правило сам в себе человеческий мозг такую манеру действия в себе не носит, и не изобретает. Мы можем смотреть на кого-то, видеть в человеке духовную жизнь, и научится от него. Мы можем читать Евангелие и там брать духовные горизонты. Как только мы перестаем молиться и читать Евангелие, то опускаемся до уровня как в этом Евангельском чтении. Насколько мы преуспеем в отодвигании телесных потребностей, чтобы они не довлели на нас, настолько мы и спасаемся. Никто не говорит, что нужно пренебречь какими-то нуждами, но это не должно быть главенствующим. Человек отличается от животных, тем, что ему дано подобие Божие, в силе толкающей человека вверх. В душу человека вложено стремление к Богу. Если все это заглушается, то мы становимся как животные. Люди, думающие только о еде, о работе, о деньгах сами себя отрывают от Бога и переносят себя в жизнь плоти. А плоть Царство небесное не наследует. Дай Господи и нам здравой силы и благоразумного действия, для того чтобы иметь силы к намерению отсекать наши материальные потребности в тот момент когда они начинают доминировать и диктовать свои условия. И не забывать, что существует духовный мир и духовные цели. Аминь.
Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
(111)