В воскресение 13 марта, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Иоанна (1, 43-51) –Христос призывает апостолов на служение. С проповедью к молящимся, обратился священноинок Антоний.
Сегодняшний день в первую неделю Великого поста называется день Торжества православия. Многие из вас, наверное, помнят те события, которые послужили названию этого праздника. Среди множества ересей, которые возникали в древние века, одна из наиболее распространенных была ересь иконоборчества. Согласно этой ереси считалось делом нечистивым создание святых изображений, а также то почитание, которое им воздавалось. Такой образ мысли вы можете видеть и сейчас. Например, протестанты и другие сектанты не почитают икон и не понимают смысла этого действия. Начинают приводить ветхозаветную заповедь: «не сотвори себе кумира». Обвиняя православных верующих в идолопоклонстве, они считают, что если мы молимся перед иконой Божьей Матери, то думаем, что помощь придем нам от доски, перед которой мы молимся. И когда протестантам задают вопросы: «Были ли священные изображения в истории Церкви?» Они говорят, что нет. На что мы можем ответить: «А как же Господь при устройстве храма говорил, что на стенах должны быть изображены херувимы, и как же он допускал поклонение ковчегу?» Люди пребывают в своих заблуждениях и не хотят изменить образ мыслей.
Но когда люди вникают в суть таких вещей, у них начинают возникать вопросы: «А не занимаемся ли мы какими-то мелочами?» Да есть общее мнение, которое Церковь признала правдой, а где-то есть расхождения, ну и что? Возникает вопрос: «А действительно ли нужно было собирать Соборы, праздновать каждый раз день какого-то Собора, может это мелочь и мы отцеживаем комара?» Почему мы такое внимание уделяем этой теме. Действительно когда общество состоит во многом не только из людей безразличных к духовному миру, но очень часто и враждебных, когда в обществе есть сообщества ратующих за легализацию Церкви Сатаны, то на этом фоне человек, который верит во Христа, то может смотреться даже комично. Мы не расцениваем сейчас социальную опасность какой-то группы, мы не говорим насколько она может быть вредна для жизни и здоровья телесного других людей, мы говорим о спасении. Почему святые говорят, что еретеки, сектанты и т.п. не спасутся. Там тоже есть добрые люди, почему их ждет погибель. Игнатий Брянчанинов в своем письме написал, что люди, занимающиеся вопросами спасения, что такое спасение очень часто не представляют. Спасение – это возможность пребывать в вечности рядом с Богом, общаться с ним и участвовать в его промысле. Понятно, что человек, который отвергает учение, отпал от Церкви Божией, не попадает в рай. Есть препятствие к такому блаженному общению с Богом. Одно из таких препятствий является богоборство, либо кто-то испытывает ненависть к Богу. Любое искажение духовных вещей, является скрытым богоборством. Если есть другие религиозные системы, то у них есть серьезные отличия от православных. И это отличие и будет являться тем и или иным богоборством. Человек может быть добрым, милосердным, и очень хорошим, но если он привносит искаженные понятия в вопросах веры, то он не достигнет высот духовной жизни и будет лишен спасения.
Седьмой Вселенский Собор, который занимался вопросами иконоборчества, анафематствовал тех, кто отвергал почитание священных образов. Если посмотреть на церковные Соборы, то мы можем удивиться. Там довольно часто звучат слова анафема, анафема, анафема. Звучат они грозно, и в современном мире люди считают это как проклятие. На самом деле это не проклятие, а констатация факта, что человек носитель определенной идеи отпадает от Церкви. Это также как человек отморозивший руку, получил ампутации конечности и здоровым уже быть не может. Так и здесь впавшим в ересь отсекается от Церкви.
Сейчас в обществе ходит мнение, что Бог один, а путей к нему много. Как и другие заблуждения эта идея существует и развивается, но только святые отцы так не считают. Вот один из примеров. Ученик Иоанна Богослова отошел от Церкви и вернулся в разбойнические круги. Узнав об этом апостол Иоанн бежал за ним и говорил: «Чадо остановись, я старый и не могу быстро бежать, вернись и я умолю Господа, возьму все твои грехи на себя. Вернись и спасай свою душу». Юноша раскаялся и вернулся. Но когда апостол Иоанн узнал, что в некотором бане моется еретик, то он посчитал для себя зазорным идти мыться в бане с этим еретиком.
В завершении хотелось бы сказать, что то, что передано нам от отцов и праотцев является чистой воды бриллиантом. Чем это можно подтвердить? Да тем подтвердить, какие духовные дары и сокровища, были у тех, кто нам это учение передал. И до самого последнего времени Церковь не оскудевала святыми угодниками. Святость их жизни проистекла от исповедования именно православной веры во Христа. Их пример показывает, что это и есть прямая дорога к Богу и путь ко спасению, которым спаслись тысячи. Если мы начинаем чего-то менять, мы скатываем и уходим на страну далече. Есть определенные моменты в церковном учении, которые попускают некоторый отход отт полного единомыслия. Вот, к примеру, у святых отцов по-разному трактуется душа человеческая. Некоторые отцы говорят, что душа творится Богом из нечего, а другие говорят, что она зарождается уже в человеке и там развивается. Оба эти мнения не считаются ересью. Есть определенные моменты, которые допускают разномыслие. А есть моменты, которые не могут трактоваться по-разному. Отход от церковного учения и называется ересью. И вот этого отхода святые отцы боялись как геенского огня. Будем же и мы хранить веру православную в том учении, которое нам заповедовала святая Церковь. Аминь.
Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь
(82)