В воскресение 6 марта, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (6, 14-21) –о прощении грехов. С проповедью к молящимся, обратился священноинок Антоний.
Поздравляю всех с воскресным днем, с Прощеным воскресением. Мы все знаем, что приличествует совершать в этот день, но отдаем ли мы смысл, что делаем. Как правило в прощеное воскресение совершается Чин прощения, когда мы испрашиваем друг у друга прощение. Но всегда ли это имеет истинный смысл этого дня? Люди просят прощения у совершенно незнакомых людей, при этом у тех, кто действительно имеет на нас обиды, мы стараемся обойти стороной. Не нужно превращать такое святое дело в профанацию.
Обычай просить прощения у другого человека, это некая помощь. Потому что мы должны прощать всех и без особых просьб с их стороны. Мы же имея в сердце обиды, или злопамятство не хотим искать пути примирения, стараемся отстраниться от людей, не хотим общаться, обходим их стороной, а в каких-то случаях еще и замышляем в сердцах своих мысли об отмщении. Такое состояние, прямо противоположенное то, к чему нас призывает Господь. Почему Господь говорит, что если мы не прощаем грехов своим ближним, то и Он не простит нам грехов наших? Почему такое условие? Все это из замысла Божия о рае и как там живут люди. Райские обители и райское состояние не изолируют людей. Там происходит и Богообщение и общение между людьми. И вот представьте себе, что туда попадает человек, который имеет на кого-то обиды и злобу. Давайте зададим себе вопрос, почему мы не прощаем? Потому что человек находится в состоянии гордости, и она ему не дает возможность простить ближнего. Это состояние бич нашего времени. Чтобы понять насколько мы отличаемся не только от того что нам заповедовали, а даже от предыдущих поколений. Давайте посмотрим на сегодняшнюю статистику. Сколько сейчас разводов? Бесчисленное количество. Вспомните наших прадедов, как жили они. Были ли частые разводы? Много чего было, но семьи сохранялись за редким исключением. А сейчас какая картина? Два, три барака сохраняются. Самое интересное, что наши предки сохраняли свои отношения и любовь, даже в тех случаях, когда они выходили замуж не по своей воле. Либо родители находили жениха или невесту, либо старший брат находил жениха для своей сестры. Мыслимо ли это в современное мире? Мы сами выбираем себе вторую половину, а потом не можем вместе жить. Вот насколько мы отличаемся от наших предков.
Гордость проявляется не только в этом, она проявляется везде. Мы отравлены гордостью, в том числе и в не желании с кем-то здороваться, кого-то приветствовать и забывать то, что нам причинили. У нас болит. А почему болит? Потому что мы составили определенную картину о мире и о себе в этом мире. Мы не привыкли чем-то жертвовать, мы не привыкли смиряться, кого-то слушаться, нам дай покомандовать. То, что было нормой поведения несколько веков тому назад, сейчас уже не приемлемо. Паисий Святогорец говорил, насколько легче было предыдущим поколения, и насколько тяжело нам. Раньше была всеобщая волна благочестия. Добро и считалось добром. Если человек дерзок, драчун, хам, варвар или бабник, его ждало общественное порицание. Сейчас для многих это считается нормой.
И вот если такие люди попадут в Царство Небесное. Их состояние остается прежнем, благодать не изменяет его. Она помогает лишь тогда, когда человек хочет исправиться, стремиться что-то изменить в себе. Если у нас не получается кого-то простить, но мы стремимся, то Господь нам поможет своею благодатью, как помог святому Титу Печерскому, который враждавал со своим братом монахом Евагрием, пока на смертном одре не раскаялся и не испросил прощения у него. Но Евагрий так и не захотел простить брата и упал замертво на месте. Смысл в том, что если мы не хотим кого-то прощать, мы как бы говорим Богу, что если я спасусь, то моего обидчика чтобы в Царствие Божием не было. Если же таких людей поместить в рай, то они и там будут враждовать, и это уже не будет рай. Поэтому каждый из нас прекрасно знает, кого нам нужно простить. Если нам помогут, то у нас попросят прощение. Так прощать легче. Существует разница между прощать и позволять другому человеку сесть себе на голову. Вот, к примеру, если вас кто-то обокрал, то это не значит, что нужно ему и дальше доверять, например ключи от квартиры, потому что мы понимаем, что у человека есть определенная страсть. Будет ли это означать, что я его не простил? Нет. То, что я его простил, это значит, что я не желаю ему зла, спокойно с дружелюбием и с любовью общаюсь с ним, не стремлюсь отомстить и не желаю его погибели и не радуюсь его неудачам, не злопамятствую и не желаю взять реванш. Если каждый из нас проведет работу над собой, кого мы обидели, с кем у нас натянутые отношения, с кем у нас неприязнь, вражда и испросим прощение, то это и будет настоящий Чин прощения. Иногда смеются над нами не православные, что мы просим прощения, а потом вновь согрешаем. Да такое происходит, но это не значит, что не надо стараться смириться и простить друг друга перед Великим постом. Что будет дальше, знает только Господь. Нужно делать то, что зависит от нас, тогда Бог, если мы попросим, сделает то, что зависит от него. Аминь.
Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь
(42)