Вот уже второй год группа паломников из Каменска-Уральского совершает вместе со святыми царственными страстотерпцами и святыми преподобномученицами Елизаветой Феодоровной и инокиней Варварой крестный путь к месту упокоения и страдания этих святых.
Поездка не развлекательная, она несет в себе духовный подтекст. Кто хоть один раз прошел этот путь, сам поймет, в чем заключается труд, молитвенная помощь, духовная брань, а также те искушения, которые встречаются крестоходцам по пути.
Предугадать, каким будет этот путь, и что ждет нас по окончании первого дня, даже немыслимо, а загадывать, как можно пройти целых два крестных хода, – вообще за гранью человеческого разума.
Каждый из нас, я думаю, определял свои задачи и цели, поэтому, взвесив свои силы, мы разделились на две группы. Одна понесла тяжести двух крестных дорог, а вторая группа выбрала путь Алапаевских мучеников.
16 июля мы сели на последнюю электричку и поехали в Екатеринбург в Храм на Крови, чтобы с тысячами верующих принять участие в Богослужении, испросить милости нам грешным и помощи Божьей в предстоящем пути.
Садясь в вагон, мы повстречали наших собратьев по вере, это прихожане Преображенского монастыря, Свято-Троицкого собора и даже отдаленных поселков. Вот так радостно, рассевшись по местам, мы прочитали вечернее правило, молитвы ко Причастию, а кто-то еще и группой прочитал Акафист царю Николаю. Время пролетело незаметно.
Литургия по традиции прошла на открытой площадке рядом с храмом. Тысячи верующих возносят свои молитвы ко Господу и с нетерпением ждут возможности пройти свой путь к месту царской голгофы. Лично меня тронуло то, что владыка Викентий, который в этом году сломал ногу, нашел силы приехать и отслужить на костылях всю службу, а потом вместе с верующими, правда, на коляске, преодолел 21-километровый путь к Ганиной Яме. Видя его безжалостность к самому себе, и ты хоть немного, но стараешься быть строже к себе.
Как прошел свой ход каждый из нас, останется тайной, но, слава Богу, этот нелегкий путь мы преодолели. Многие знакомые пишут, что мы совершаем подвиг. Это не правда: надеясь на свои силы, ты не сможешь выдержать. Безусловно, кому-то Господь дает возможность пройти крестный ход без молитвы, ведя праздные разговоры, или просто блуждая мыслями, но у Бога свои тайные пути к сердцу человека.
Но если раз за разом надеяться на свои силы и здоровье, то наконец-то ты с Божьей помощью поймешь, что только крепко уповая на Бога, возможно совершить этот путь. И это не подвиг, не вера в свои силы, это как раз понимание своей человеческой беспомощности перед лицом Господа. В его руки предаемся и принимаем то, что он нам уготовал.
На второй день мы соединяемся со второй частью нашей группы и едем в поселок Нейво-Шайтанское. Там находится храм Петра и Павла, а также святой источник, освященный в честь Царственных страстотерпцев. Это наша первая поездка туда.
Дорога к храму напоминает чем-то путь в Чимеево или Верхотурье. Какая-то нетронутая природа, поля, покрытые желтыми, сиреневыми и белыми цветами, все благоухает и сорадуется, густые леса и маленькие тихие деревеньки. Ни машин, ни людей, ни дымных заводов, ни шума улиц. Тишина и покой. Все, чего так не хватает «ветхому человеку».
По дороге мы ознакомились с информацией о самом поселке, об истории храма, о святых этой церкви, об истории убиенного уже в наше время священника Олега Ступичкина, а также о действующем реабилитационном центре, руководителем которого является нынешний настоятель Сергий Беляков.
Уже при подъезде к поселку на горе показался красивый белокаменный с зеленым куполом храм Петра и Павла. Вроде бы, рукой подать, ан нет – пришлось сделать круг почета, чтобы добраться до другого берега, который пересекает река Сусанка.
В храме многих из нас поразила какая-то невидимая глазу Божественная сила, вроде бы те же иконы, те же святые, а в душе – ощущение Божественного присутствия и внутреннего благоговейного трепета.
Осмотрев храм, посетив могилку убиенного иерея Олега, мы познакомились с монахиней Анастасией, которая любезно пригласила нас на обед. Но какая же трапеза без духовной пищи? Нас встретил и обогрел своей любовью отец Сергий.
Храм вдруг приоткрылся нам с другой, невидимой стороны. Батюшка с любовью рассказал об истории почти каждой иконочки, которая была написана монахиней, живущей при храме, или старого отреставрированного образа, о росписи стен одним из бывших одаренных реабилитантов, о каждом уголке храма, о месте убийства священника, о работе швейной мастерской и многом другом.
И этот совсем не маленький трехпрестольный храм вдруг вырос в наших сердцах до размеров огромного величественного собора. И это не позолоченность и помпезность убранств, это внутреннее содержание Дома Божия. Такую любовь, чуткость, нестяжательность, Богопочитание редко встретишь в наше время. Может, как раз в таких глубинках и сохраняется та истинная вера, которую так трудно сохранить в суетной городской жизни.
Бонусом для нас стало посещение с батюшкой колокольни. Господь все предусмотрел: в нашей группе ехали несколько звонарей, иподьякон, бывшие реабилитанты и просто верующие. И всем из них Господь нашел то, что необходимо душе.
Отобедав, мы остались на вечернее богослужение, где представилась возможность исповедоваться перед ночной Литургией. Впереди нас ждал нелегкий путь, поэтому, насколько возможно, постарались усерднее помолиться.
Батюшка настолько радостно возглашал молитвы, что было ощущение Литургии. Предчувствуя, видимо, духовную радость от предстоящего пути, отец Сергий постарался с Божьей помощью донести каждому из нас частичку тепла в израненные души. Да и проповедь не оставила нас равнодушными, всем Господь посеял в сердце что-то личное.
Для картинки умиления расскажу об удивительном маленьком алтарнике Симеоне. Ему всего 5 лет, но он уже помогает отцу в Богослужении. И самое главное, когда он надевает облачение, то преображается в серьезного и вдумчивого маленького мужчину, а когда снимает стихарь, вновь превращается в задорного ребенка.
Было так по-детски и так умилительно, когда он вынес из алтаря огромный подсвечник, который выше его ростом, и пытался зажечь его от свечи. Или когда он ждал, пока отец Сергий закончит проповедь, держа в руке освященное масло и кисть, которая трижды подала у него с подносика. А Симеон невозмутимо стоял, усердно выполняя свой долг помощника.
Как же нам не хватает этой детскости, а зря! Вот и выросли мы из тонких побегов в уродливые деревца, которые тяжело склонить и трудно выправить. Может, эта картинка коснулась не только материнских сердец, но и молодых отцов, у которых подрастают сыновья, дедушек и бабушек, у которых уже есть внуки.
По окончании богослужения по нашей просьбе отец Сергий отслужил Литию у могилы убиенного отца Олега Ступичкина. Как сказал отец Сергий, «у нас один настоятель – это отец Олег, а я лишь и.о.» И на самом деле, действительно чувствуется незримое присутствие бывшего настоятеля, который успел послужить в этом храме всего два года, но он заложил тот камень, который стоит во главе угла и который сейчас притягивает в это место паломников из разных мест.
Попрощавшись с батюшкой и его прихожанами, благословившись на дальнюю дорогу, мы тронулись в Алапаевск, по пути заехав на святой источник, освященный в честь царских мучеников. Рядом с источником находится поклонный крест и открывается вид на храм.
Пока мы по очереди ходили в источник, к нам подошла местная жительница, которая принимает у себя в доме паломников. Она вместе с нами прочитала тропарь царю Николаю, поделилась своими впечатлениями о бывшем настоятеле и пожелала нам помощи Божьей в предстоящем крестном ходе.
Вот так пролетел наш день, а впереди – ночная Литургия и крестный ход в мужской монастырь новомучеников и исповедников Российских, который построен на месте, где 18 июля 1918 года были сброшены живыми в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева) и члены Дома Романовых.
Помолившись, мы тронулись в новый путь с Богом. Этот крестный ход отличается от царского не только протяженностью пути, но и тем, что основная его часть проходит по местности, окруженной лесами и полями. Идешь, молишься, а вокруг – тишина и ни зги. Даже птицы не поют, вся природа замерла, являясь свидетелями этого пути. Вот так и святую Елизавету Феодоровну везли в кромешной тьме к месту страдания. Может, и тогда вокруг царила мертвая тишина.
Вот уже рассвело. Но какая внутренняя боль от содеянного злодеяния томится в душе! Ведь в отличие от царской семьи, этим людям еще предстояло взойти на крест. И это зловещее томление и ожидание предстоящего усугубляется неведением происходящего, поэтому лично для меня этот крестный ход кажется трагичным, а царский – радостным.
Многие паломники несли в руках живые розы, которые приобрели в Свято-Троицком соборе Алапаевска в рамках акции «Белый цветок». И это символично: принести свой живой цветок любимым святым, которые незримо присутствуют с нами.
Домой возвращались радостными: вроде бы, и болят ноги, а утомления как не бывало. Все наши немощи покрыл любящий Господь. Как сказал в проповеди отец Сергий: «Что бы ни случилось, не отрекайтесь от Христа». Помоги нам Господи, остаться с тобой навсегда!
Анастасия Симбирова
(63)