Проповедь в девятую неделю по Пятидесятнице.

В воскресение 14 августа, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (14, 22-34) –Хождение Господа по водам. С проповедью к молящимся, обратился иеромонах Савва.

Мы находимся вначале Успенского поста, и на первой неделе празднуется Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник этот имеет историю, связанную с тем, что в Константинополе был обычай в августе, когда были различные поветрия и болезни, то крест Господень износился из царской ризницы и полагался на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). После этого в течение всего Успенского поста крест проносили по улицам Константинополя, перед ним служили литии и предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста.

Сегодня мы вспоминаем в Евангельском чтении распятие Господа на Голгофе. Мы слышим слова Господа, который увидев Матерь и ученика тут стоящего говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! Как говорят святые отцы, через эти слова Господь весь род человеческий усыновляет Богородице и передает ее попечению и заступничеству ее перед Богом о грехах всего человечества. Святые отцы говорят, что три Марии стояла перед распятым Христом. Это дева Мария, Мария Клеопова (сестра Божией Матери) и Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. Богородица являет собой девство. Мы знаем, что в Рождестве своем она осталась непорочной. Это девство, которое было на ней Господом утверждено, представляется вот этим моментом ее страданий и тем, что как говорил Симеон Богоприимец: и тебе самой оружие пройдет душу. Глядя на страдания своего сына, сама страдает душой и принимает их за весь род человеческий. Также перед крестом стоит Мария Магдалина, являя собой всю бездну греха, в котором погряз человеческий род. Мы знаем, что Господь по покаянию человека может бездну греха очистить. Как говорят святые отцы, за покаяние Марии было возвращено девство, и она стала великой исповедницей и считается церковью равноапостольной. Между Богородицей и Марией Магдалиной, которые является два полюса, стоит Мария Клеопова. О ней мы почти ничего не знаем из святого писания, но знаем, что она являет собою всех тех людей, которые приходят в храм, молятся Господу и стараются стяжать чистоту, чтобы очистить себя от греха и быть достойным Царства Небесного. Подвиг девства и подвиг покаяния, который мы видим совершающимся у подножия Голгофы, к нему призываемся и все мы. Свою чистоту мы можем стяжать, покаявшись в своих грехах. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов: Человек может стяжать совершенную чистоту.

Сегодня мы празднуем также память семи мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и их учителя Елеазара. Об их мученичестве повествуется во второй книге Маккавейской в гл.6-7. Они жили во втором веке до Рождества Христова, когда еще не было утверждено Евангелие, но они верили в воскресение, в то, что какие бы мы не имели грехи, но если мы имеем веру в Бога, то спасемся. Мы знаем, что первым принял мучения сам учитель Елиазар. Это были времена царя сирийского Антиоха Епифана, который пытался всех людей склонить есть жертвенное мясо. На что девятоностолетний старец Елиазар отказался вкушать идоложертвенное. За приверженность к Моисееву закону был, судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Своим примером он и других сподвиг на подвиг мученичества. За ним следом пострадали мать Соломония и семь братьев. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Господь нашу жизнь земную благословляет тогда, когда мы приносим ему свое покаяние, исповедуем веру в него, стараемся очищать себя, отвращать от всякого греха и готовим себя к Царству Небесному.

Господи, силою честного животворящего креста, и молитвами святым мучеников Маккавейских, спаси и помилуй нас грешных. Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь
Херувимская

(32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *