Проповедь в пятую неделю Великого поста

В Воскресение 10 апреля, на Божественной Литургии читался отрывок из Евангелия от Марка (10, 32-45) – Господь восходит в Иерусалим на крестные страдания. С проповедью к молящимся, обратился иеромонах Савва.

Сегодня мы снова вспоминаем прп. Марию Египетскую. В начале недели мы слушали покаянный канон Андрея Критского и «стояние Марии» — ее житие. Мы знаем, что 1 апреля отмечается день памяти Марии Египетской — это день ее преставления (Ϯ421 г. или Ϯ522 г.). Сегодня еще один день ее поминовения — Воскресный день пятой седмицы Великого поста. Житие Марии известно с древних времен – это VI век. В житие прп. Кириака Отшельника, составленном прп. Кириллом Скифопольским, мы встречаем одно из первых изложений ее жития. В нем говорится о некоей праведнице, которая была певчей в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ее красота настолько соблазняла юношей, что она решает удалиться от мира. Она уходит в пустыню, взяв с собой лишь кувшин воды из Силоамской купели и корзину моченых бобов. Здесь, в пещере, она начинает свой молитвенный подвиг уединения, которые продлится 18 лет. Чудесным образом вода в кувшине и бобы в корзине не убывали в течение всего этого времени. Один из учеников Кириака отшельника, Иоанн, отправившись как-то к своему учителя за Иордан, случайно встречает ее в пустыни, и она рассказывает ему о своей жизни. Возвращаясь обратно через пустыню, он находит ее уже усопшей и погребает, завалив вход пещеры камнями. Похожее житие мы встречаем чуть позже у христианского писателя, монаха Иоанна Мосха в одном из первых агиографических сборников, посвященных жизни древних подвижников, в его книге «Луг духовный». Здесь тоже говорится о некой подвижнице, в этом повествовании — монахине, хотя имя ее не называется. Она была красива, и многие пытались ее совратить с пути монашеского, поэтому она решается удалиться в пустыню, где также ведет аскетическую уединенную жизнь в течение 18 лет. Житие же, которые мы слышим в «Мариином стоянии» написано значительно позже, в X веке, и по-видимому оно впитало в себя многие сюжеты подвига подвижницы, почерпнутые из различных версий ее жития – из того предания, которое складывалось на протяжении нескольких веков. Его составление приписывают свт. Софронию I, патриарху Иерусалимскому. В реальности его автором является прп. Симеон Метофраст. В этом житии две линии повествования: первая — о преподобном Зосиме, который вел иноческую жизнь с юношеских лет, и вторая – о покаявшейся великой грешнице Марии. В этом житии преподобный Зосима показан в возрасте 53 лет, когда ему стали приходить помыслы, что он достиг последних духовных высот, и что в мире вряд ли найдется монах, способный еще в чем-то наставить его в аскетической жизни. В это время происходит явление ему ангела, который повелевает отправиться в некий монастырь на Иордане, где Господь покажет ему иной пример подвижнической жизни. Он исполняет повеление, и переходит в этот монастырь. В монастыре существовала особая традиция: на время Великого поста монахи уходили в пустыню, чтобы там предаваться уединенному молитвенному подвигу. Следую этой традиции, Зосима уходит в пустыню, и на 12 день происходит его встреча с сурового вида подвижницей: иссохшее костлявое тело, опаленная солнцем черная кожа, всклокоченные седые волосы – живые мощи. Зосима с самого начала понимает, что подвижница сподобилась получить от Господа великие духовные дары: она знает, как его зовут, знает, что он имеет священный сан, она читает его мысли, которые он вслух не высказывает; во время молитвы она отрывается от земли. Зосима вопрошает ее, как она сподобилась получить такие дарования, и Мария начинает свой рассказ, с воспоминаний о своей греховной молодости, когда она впала в последнюю бездну блудной страсти. В двенадцатилетнем возрасте она приехала в Александрию, и уже в этом возрасте потеряла свою девическую честь и встала на путь совращения юношей. Но Господь не оставил великую грешницу без своего попечения. Однажды, она присоединяется к группе паломников, отправляющихся на корабле на Святую Землю к празднику Воздвижения Креста Господня. Даже во время плавания, она не оставляет блудной страсти, и ввергает в нее и паломников. Прибыв в Иерусалим, Мария пытается пройти вместе со всеми в Храм и поклониться Кресту, но какая-то неведомая сила препятствует ей, и она не может пройти дальше притвора. После нескольких неудачных попыток, она вдруг понимает, что это ее крайняя нечистота, ее крайняя греховность не дает ей пройти поклониться святыни. И тогда в ее сердце происходит сокрушенное покаяние о своей блудной страсти. Видя над входом в Храм икону Богородицы, она обращается с Пресвятой Деве Марии и дает обет, что больше не будет предаваться блуду и изменит свою жизнь. И сразу же та сила, которая препятствовала ей войти, теперь напротив расчищает дорогу и вводит ее внутрь Храма, и она прикладывается к Животворящему Кресту Господню. Затем она возвращается к иконе Богородицы и просит ее помочь ей исправить свою жизнь. Она слышит голос Пресвятой Девы, который говорит, что «если перейдешь за Иордан, то найдешь успокоение». Мария берет с собой три хлеба, омывается в водах Иордана, причащается Святых Даров в ближайшем храме и уходит в пустыню. Мы узнаем, что как она семнадцать лет вела блудную греховную жизнь, также семнадцать лет потом боролась с этой страстью в пустыне. Несмотря на все напасти суровой подвижнической жизни: голод, холод, палящий зной, и особенно помыслы о вожделенной жизни в миру, она грызла песок, бросалась в сокрушении и молитве на землю, но осталась за Иорданом – Господь помог ей устоять – и через семнадцать лет блудные наваждения проходят, и Господь наделяет ее ангельскими дарованиями, которых сподобляется далеко не каждый подвижник. К тем дарам, о которых Зосима узнал сразу добавляются и другие: подвижница была наставлена в Святом Писании Святым Духом – сама она читать не умела, могла быстро перемещаться на расстояния, которые Зосима проходил за 20 дней; могла переходить по воде как по твердой земле, имела дар прозорливости и т. д. Из той бездны греха, в которую она пала в молодости, Господь сподобил ее взойти на вершину святости, Он показал Зосиме, что не образ подвижнической жизни нужно искать, а нужно искать, прежде всего, сердечного покаяния и горячей любви к Богу. Как пишет прп. Максим Исповедник, есть два вида познания Бога. Одно — плотское, внешнее — состоит в том, что мы изучаем Слово Божие, догматы и каноны Церкви, жития святых. Другое – духовное, внутреннее – приобретается в личном опыте покаяния и сердечной молитвы – познание Бога в Святом Духе, в Его Воскресении.
Церковь нам показывает много примеров, когда человек вел нечестивую жизнь, а впоследствии стал святым и сподобился получить от Господа великие дарования. Прежде всего, это пример святой Марии Магдалины, в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». Господь изгнал из нее семь бесов и благодаря той любви, которую она возымела ко Господу, она стала равноапостольной — проповедала слово Божие среди народов Малой Азии. Мы знаем об апологете раннехристианской Церкви Тертуллиане, который жил во II веке. В молодости он вел очень нечистивую жизнь, но после того как он стал христианином, Господь даровал ему многие откровения, прежде всего представление о Святой Троице. Многие его труды стали основой богословия Христианской Церкви, несмотря на тот факт, что он впал на какое-то время в ересь монтанизма и, поэтому, не был прославлен. Или, например, сщмч. Киприан, который был закоренелым язычником, но после обращения стал епископом Карфагенской Церкви, труды которого о схизме, о правилах возвращении в лоно Церкви отпавших от веры хорошо известны. Еще один знаменательный пример – пример блаженного Августина, епископа Иппонского, который в юности жил распутно, долго пребывал в секте манихеев, но по сокрушенным молитвам своей матери Моники, о которых свт. Амвросий Медиоланский сказал: «не может погибнуть сын стольких слез и молитв», он обратился на путь истинный. Господь претворил этого блудника и еретика в великого столпа богословия и светильника Церкви. Все эти примеры показывают, что Господу все возможно, Он может, взирая на глубину покаяния, преобразить раскаявшегося грешника в великого подвижника, носителя благодатных даров Святого Духа. Этими примерами Господь призывает и нас не столько внешним подвигам уделять внимание, но прежде всего заботиться о внутреннем преображении нашей души. Мы очень часто, в отличие от этих великих подвижников, ищем виновных в нашей греховности вокруг себя. Мы пеняем на обстоятельства, условия жизни, свою немощь, обвиняем кого угодно, но только не себя! И все наше Богопознание так и остается внешним по отношению к нашему сердцу, не происходит в нем так необходимого внутреннего изменения – этой встречи со Спасителем. Господи, помоги нам, молитвами святой преподобной Марии Египетской, обрести подлинное покаяние и полное «успокоение» от наших страстей. Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь

(29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *