Путь ко спасению

В воскресенье 31 января, в 34-ую неделю по Пятидесятнице, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Луки (18: 18-27) – разговор Христа с одним из иудейских начальников том, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? С проповедью к молящимся обратился иеромонах Савва.

Епископ Феофан Затворник писал: «О пути ко спасению. Указание сего пути содержится в святом Евангелии и в церкви Божией. Христианство – единственный путь ко спасению. Кто сердечно приемлет и усердно исполняет все, что заповедует святая церковь, тот не вне пути спасительного. Что же именно нужно делать, чтоб спастись?

Так некогда вопрошал Господа один законник! И тот вопрошал Господа, искушая Его, как бы любопытствуя только, что скажет Учитель, ибо сам знал, какой надо сделать на это ответ. Но можно вопрошать о пути ко спасению и не из пустого любопытства, а по искреннему желанию получить на него прямой ответ – неведомый или забытый, вопрошать по кровной нужде, потому что душа болит и сердце томится недоумениями – что сотворив, живот вечный наследуем?

Такое томительное недоумение тем естественнее, чем неопределеннее сфера мыслей, окружающая вопрошающих, и чем более разномыслия встречают они в талантах и речах человеческих. И не в таком ли положении находимся мы ныне? Осмотритесь кругом, и увидите, что и те, кои от нас, не одно говорят. Иной, например, говорит: молись – и спасет Господь; другой: плачь, сокрушайся – и Бог не уничижит; третий: твори милостыню – и та покроет множество грехов; тот: постись и приметайся к дому Божию; а сей: брось все, и удалися бегая, и водворися в пустыню. Вот сколько разных ответов у наших! – И это все истины, правила спасительные, с которыми неизбежно встретиться на пути спасения. Что же касается до тех, кои считают себя сущими от нас, но перестали уже быть нашими – разумею христиан, увлекшихся духом века и суемудрия, – до тех, которые, присвоив себе несколько здравых понятий, заимствованных в христианстве, и возмечтав о себе много, оставили нас и сердцем отделились от Христа Господа, хотя языком исповедуют еще Его, – что до них касается, то между ними еще более самого грустного и болезненного разномыслия, уклонившегося от пути истины и блуждающего на распутиях лжи. Не случалось ли и самим вам или слышать при разговоре, или читать в книге, как иные умствуют о порядке вещей, коему надлежало бы быть по их уму, вместо того, который теперь есть? О спасении души здесь и помину нет. Блаженство вечное, если оно допускается, считается уже как бы обладаемым, по каким-то правам человечества, и вся забота обращена на то, как бы, в придаток к тому, усладить и земную жизнь и превратить ее из горестной в райскую. Я уверен, что если бы здесь, среди нас, стал сейчас Господь, то все, ищущие прочного добра и видящие, как нынешний дух, нынешнее учение, нынешние порядки разноречат друг с другом, все эти в один голос обратились бы к Господу прежде всего с вопросом: «Господи! что сотворим, да живот вечный наследуем? что сотворим, да спасемся?» Но, братие, Господь вчера и днесь Той же и во веки . Тогда иудею Он велел искать ответа в законе: в законе что писано, – како чтеши? Ныне христианину он повелел бы без сомнения обратиться к Святому Евангелию – вообще к новозаветному учению или к Церкви Божией, и спросил бы его: что здесь содержится, как разумеешь? Очевидно, что Господь, обратив внимание иудея на закон, хотел внушить ему: нечего тебе и спрашивать; путь спасения прописан в законе: твори тако, и спасешься. На то и закон дан, чтоб вести тебя ко спасению. Подобное сему должно сказать и христианам, колеблемым навеянными на них недоумениями: нечего вам спрашивать! Христианство и есть единственный путь ко спасению. Будьте истинными христианами, и спасетесь. На что же Святая Церковь, на что догматы и заповеди, на что святые таинства, наши посты, бдения, молитвы, освящения и проч.? Все это, или все, содержимое Святою Церковью, и есть верный путь ко спасению. Кто сердечно приемлет и усердно исполняет все, что заповедует Святая Церковь, тот не вне пути спасительного. Посему, если есть это в нас, то нам не совопросничать место, а славословить; не искать, где спасение, а принимать его готовое, нам предлежащее или нас объемлющее; всею крепостию воздавать славу, честь и поклонение Господу, спасающему нас во Святой Своей Церкви. Так что должны мы творить? – Свято чтить и неуклонно ходить во всех учениях, уставах и постановлениях Святой Церкви, не слушая никаких пустых умствований новомодной философии, которая стремится все разорить, ничего не созидая. Веруйте во все, во что веровать повелевает Святая Церковь, и, приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия, молитвования и учреждения Святой Церкви, идите неуклонно путем заповедей, возвещенных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, – и спасетесь. Аминь.»

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь

(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *