Проповедь в Крестопоклонную неделю Великого поста.

В Воскресение 27 марта, на Божественной Литургии читался отрывок из Евангелия от Марка (8, 34 -9,1) – призыв следовать за Христом. С проповедью к молящимся, обратился иеромонах Савва.
Сегодня мы находимся в преддверии четвертой седмицы поста. Она посвящена поклонению Кресту Господню. Первая неделя Великого Поста самая строгая. В ней мы вспоминаем свои грехи за прошедший год, каемся в них, слушаем покаянный канон Андрея Критского и стараемся в посте и молитве, в аскетическом воздержании настроить себя на постный лад и пройти пост достойно. Но постепенно силы нас покидают, начальное дерзновение угасает, и чтобы как-то поддержать христиан, Церковь установила в Воскресный день третьей недели поста выносить для поклонения Крест Христов – и тем укрепить тех, кто подвизается, а тех, кто еще не начал подвизаться — устыдить и призвать к подвигу.
Святые отцы считают, что это самый праздничный Воскресный день Великого Поста. Вспомним с вами ветхозаветные пророчества, которые были о Кресте. Известно, что Крест имеет животворящую силу и, начиная с Ноева ковчега, то древо, из которого был построен ковчег, стало прообразом животворящего древа Креста. Также мы знаем, что, когда Авраам вел своего сына Исаака на заклание, у него за плечами были дрова, которые также считают прообразом Крестного древа. Знаем мы, что Моисея, чтобы сохранить ему жизнь, пустили младенцем в деревянном коробе по воде, и здесь мы тоже видим защиту от древа, прообраза Крестного древа. Или, когда Моисей ударил жезлом, и воды Красного моря расступились, и народ израильский смог перейти на другой берег. Здесь жезл Моисея явился прообразом животворящего Креста, как и тогда, когда Моисей ударил этим жезлом в скалу и оттуда забил источник – прообраз изливающейся от Креста благодати. Или, когда Моисей, помолившись, положил древо в горькую воду, которую не могли пить мучимые жаждой израильтяне, и она сделалась сладкой: это символизирует то, что после грехопадения первых людей, род человеческий в течение своего долгого существования насыщался грехами и жизнь его была горькой, но распятием Господа нашего Иисуса Христа первородный грех Адама был искуплен, мы сподобились возможности возвращения в Небесные обители, и это сладкое пребывание там достойных этим сравнением и представляется.
Многие святые отцы говорят, что тело человеческое также можно уподобить кресту: когда мы возносим свои руки и обращается к Богу в молитве. Таким показан Моисей в битве с амоликитянами. Пока он держал руки, вознесенными горе́, израильский народ побеждал, а когда от усталости опускал их, успех оставлял израильтян и враги начинали одолевать. Поэтому его брат Аарон и Ор стали поддерживать ему руки, чтобы довести сражение до победного конца.
Один из основных прообразов Ветхого Завета – это то, когда за нечестие израильского народа Господь попустил нашествию на них ядовитых змей, от укусов которых многие погибали. Народ обратился к Моисею, чтобы он помолился Богу об избавлении от этой напасти. После усиленной молитвы Моисею было откровение от Господа, чтобы сделали медного змея и вознесли его на знамя. Тот, кто будет укушен змеей, должен был подойти и посмотреть на это знамя, и тогда получал исцеление. Медный змей является прообразом самого Христа, точнее тех грехов, которые приобрело человечество от грехопадения Адамы и Евы, в течение всего своего существования, и которые были пригвождены к Животворящему Кресту при распятии Спасителя. Медным змей был потому, что медь всегда в иносказательном смысле, указывает на неподлинность: Господь, конечно же безгрешен, но Он взял на себя грехи всего человечества и Своей смертью на Кресте искупил род человеческий.
Многие святые отцы, говоря о грехопадении Адама и Евы, вспоминают Ветхий Завет и говорят о двух древах, которые были насаждены в раю, это Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. От первого древа Господь заповедовал не вкушать плодов, и нарушив эту заповедь, Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Так Древо Познания Добра и Зла стало древом смерти. Адам с Евой были удалены из Рая и, таким образом, удалившись от Бога, лишились безсмертия – падший человек стал смертным. Есть преемство между всеми этим древами. Древо Познания Добра и Зла стало древом смерти для человека и было прообразом Крестного Древа только до Крестной смерти Спасителя, но сразу же после Его смерти оно становится древом Жизни – для искупленного этой смертью рода человеческого. Так как по Воскресении Господа через три дня, весь человеческий род сподобился обрести примирение с Богом, усыновление Ему, и возвращение в райские обители. Крест стал символом жизни и освобождением от первородного греха. Господь, будучи безгрешным, понес последствия греха — приняв плоть человеческую, стал подвержен страданиям и смерти. Но Его смерть, тридневное Воскресение и Вознесение на сороковой день с человеческой плотью к Престолу Бога Отца, изменило нашу человеческую природу, исцелив ее от «тли грехопадения». Уместно вспомнить здесь одного из двух разбойников, распятых со Христом, того, который уверовал в Него, и услышал от Господа обетование: «Днесь со Мною будеши в Раю». Вот и мы подобно этому разбойнику, когда исповедуем Христа и исполняем заповеди Его, получаем такое же усыновление Богу Отцу, о котором Господь говорит своим ученикам.
Вспомним также, что говорил свт. Филарет Московский о Кресте Господнем. Через Распятие Господа утверждаемся мы в познание Святой Троицы: «Бог Отец распинающий, Бог Сын распинаемый и Бог Святой Дух – торжествующий с силою Крестною». Именно через Крестную смерть Спасителя, это утверждение в нас, что Бог есть Святая Троица, что Он един по существу, но троичен в Лицах, является самым действенным.
В течение года Церковь трижды отмечает праздник Креста Господня. Прежде всего — это двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня в сентябре, также есть праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в августе и сегодняшний праздник поклонения Кресту Господню на третьей недели Великого поста. Животворящее древо настолько почиталось в Церкви, что даже в самоподобная стихира, которую вчера мы слышали на утрене, звучит обращение к Кресту Господню, как к живому существу. Но чтобы не впасть нам в идолопоклонство, как говорит свт. Амвросий Медиоланский, надо помнить, что через поклонение Животворящему Древу, мы должны умом возноситься к самому Христу, который Своей мученической кровью и самой Смертью на нем, освятил его. Мы почитаем Крест Господень, как и иконы: взирая на образ, умом возносимся к первообразу. Силу ограждать нас от всякого зла имеет не только освященные наши кресты, но и крестное знамение, которым мы защищаемся от бесовского нападения.
История обретения Креста Господня и установления праздника Крестовоздвижения, связана с матерью Константина Великого, царицей Еленой. Когда она приехала в Иерусалим и занялась поисками Креста Спасителя, она узнала, что на месте Голгофы воздвигнуто языческое капище в честь Афродиты. Раскопки на этом месте увенчались успехом: были обретены все три креста. Чтобы установить на каком из них был распят Спаситель, свт. Макарий Иерусалимский сотворил молитву и повелел возложить поочередно эти три креста на умирающую больную, и когда третий крест коснулся ее тела, она восстала с одра здоровой и прославила Господа – так произошло обретение Креста Господня. По другому преданию, кресты возлагались на умершего, которого везли уже хоронить, соприкосновение с Животворящим Крестом воскресило его к жизни. Царица Елена перенесла часть Животворящего Креста в Константинополь, другая часть Его была оставлена в Иерусалиме, впоследствии частички Животворящего Древа разошлись по всем Церквам мира. Как говорит свт. Григорий Палама Крест Господень приобрел в результате страданий и смерти Спасителя Божественную энергию, которая изливается на всех, кто к нему прикладывается, и этой благодатью мы получаем исцеление от недугов и возвращение наших жизненных сил.
В своей жизни каждый из нас несет свой крест, который получает от Господа при рождении. В сегодняшнем Евангелие мы слышали обращенное к нам слово Господа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Мы должны этот наш крест нести со смирением, но никогда от него не отказываться, так как через него получаем спасение. У каждого из нас крест свой, он соразмерен тому, что мы можем понести. Кому-то дается крест болезни, кому-то страданий, кому-то гонения и поношения, но ропота и зависти быть не должно, нельзя отказываться от своего креста и искать более легкого. В сегодняшний праздник мы призываемся свои маленькие кресты приложить к вынесенному и положенному на аналое Кресту Господню, чтобы укрепиться и получить духовную жизненную силу для продолжения подвига Великого поста.
Господи, помоги нам донести крест наш до конца и сподобится водворения в Небесных обителях! Аминь.

Ссылка на видео:
Апостол
Евангелие
Проповедь

(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *