Проповедь в неделю 15-ю по Пятидесятнице

В воскресение 25 сентября, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (22, 35-46) –о самой главной заповеди. С проповедью к молящимся, обратился иеромонах Антоний.
Вкратце остановился на прочитанном Евангельском зачале. В этом отрывке мы слышим вопрос, обращенный ко Христу: какая заповедь выше всех? Надо понимать, что в ветхозаветной религиозной доктрине было очень много всяких заповедей. Фарисеи стремились выполнить все предписания в точности. Для чего? Хотели ли они этим угодить Богу? Большие сомнения. Скорее они хотели весь закон совершить, чтобы не придраться. При этом, они очень четко выполняли заповеди второстепенные, а в отношении первостепенных у них не получалось. Христос их обличал, что они отцеживают комара и проглатывают верблюда. Юноша задает Христу вопрос: какая заповедь самая главная, на что обращать, прежде всего, внимание. Господь отвечает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и ближнего как самого себя». На этих заповедях базируются все заповеди. И действительно, если ты любишь человека, ты не убьешь его, не будешь досаждать ему, обкрадывать его. Любовь сопряжена с таким действиями как забота, прощение, стремление принести какое-то благо другому человеку.
Иногда у некоторых людей возникает недоумение, по поводу первой заповеди. Как можно заставить себя какого-то полюбить? Либо любишь добровольно, и сердце твое прилежит к человеку, либо оно никак не любится. Так рассуждают многие, как возлюбить Бога, если я например, люблю пиршества и гулянки? Некоторые люди приходят в храм не из-за любви к Богу, а скорее из-за страха перед адовыми муками. Бог сокрыт для людей визуально и чувственно, поэтому многие рассуждают, что как любить Бога которого не видел. Эти мысли возникают у людей от духовной слепоты, от неверия и из-за отсутствия прилежания. До того, как Господь откроется нам, мы можем увидеть Бога глазами ума, или поверить тем, кто видел его. Всё то хорошее, что вы видите в мире, оно проистекает Бога. И в Боге имеет свою превеличайшую степень. Каждый человек, что-то в этом мире ценит. Кто-то ценит красоту и гармонию в любом проявлении, кто-то ценит красоту человеческого лица, кто-то ценит красоту архитектуры. Так вот эта красота проистекает от Бога. И никого и ничего нет прекраснее Бога. Святые отцы учат, что самое главное блаженство в райских обителях это видеть Бога и иметь возможность общаться с ним. Там великолепие невыразимое и душа человеческая замирает перед таким океаном великолепия.
Проблема нелюбви к Богу в нас самих. Мы не понимаем, какой Господь. Не хватает у нас то ли соображения, то ли духовного настроя, чтобы охватить хотя бы мысленным взором достоинства Господа и понимать, что никто и ни что в этом мире не сравнится с ним. Господь запределен. И то, что он предлагает нам выходит за пределы этого мира. Богословы сходятся в одном, что нашими понятиями описать Бога невозможно. Господь любовь, но он превыше любви, красота неописуемая, но он превыше красоты. Господь превыше тех понятий, которые мы ему можем как-то вменить. Бог не вмещается в какие-то рамки. И если любить кого-то, то только Его. У каждого из нас в памяти есть какой-то человек, с которым очень легко и приятно общаться. Так вот, что мы видим хорошего в этом человеке, проистекает от Бога.
Бога любить не составляет трудности. Другое дело, что с нами что-то произошло, с нашим естеством, что иногда земные радости нам дороже, чем все то, что истинное.
Молитвами всех святых и святого праведного Симеона Верхотурского, Господи Иисусе Христе помилуй и спаси нас. Аминь.

(23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *