Проповедь в 31-ю неделю по Пятидесятнице, по Богоявлении.

В воскресение 23 января, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея (4, 12-17) –начало проповеди Спасителя вскоре после событий крещения и сорокадневного пребывания Христа в пустыни.

С проповедью к молящимся, обратился иероманах Феодосий. Он поздравил присутствующих с днем памяти святителя Феофона Затворника, чью память Церковь отмечает в воскресный день. Отец Феодосий вкратце поведал житие этого святого, а также обратил внимание на один из отрывков из Евангелие.

Господь после заключения Иоанна Предтечи в темницу возвращается в Галилею. Но перед этим происходит очень важное событие –искушение в пустыне Спасителя. Господь возлагает на себя сорокадневный пост и ему приходится преодолевать искушения от дьявола. Дьявол не только людей искушает, но даже пытался искусить самого Христа, не понимая, что это невозможно. Сначала лукавый предложил Спасителю сделать камни хлебами, на что Господь ответил: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Вторым искушением было то, что дьявол предложил Христу броситься вниз с кровли храма. На это Господь ответил: «не искушай Господа Бога твоего». Третьим искушением было то, что дьявол показал Иисусу Христу все земные царства и славу их и предложил поклониться ему, чтобы получить все эти блага. Господь и это искушение отразил словами писания: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Все эти искушения, которые прошел Спаситель, приходится преодолевать каждому христианину, стремящему к благочестивой жизни. Насколько дьявол искушается нас различными страстями: тщеславием, властолюбием, самолюбием, чревоугодием и т.п., настолько мы должны противиться этим искушением, в том числе и с помощью слова Божия, Священного Писания.

Дальше мы слышим, что Господь после искушения в пустыне приходит в Галилею и поселяется в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Что же это за земли? Дело в том, что Израиль был поделен на двенадцать частей по числу колен Израилевых. Земля Завулоновых и Неффалимовых были расположены на севере Палестины. Из истории мы знаем, что те люди, которые жили в этих землях, были очень невежественны. А пороки и страсти зачастую очень крепко связаны с невежеством. Поэтому израильтяне сомневались, что в пределах галилейских может появиться пророк. Мы слышим в Священном Писании, что говорят израильтяне: разве может быть из Галилеи пророк? Но, тем не менее, Господь начал свою проповедь именно в Галилеи. И проповедь его имела успех. Многие галилеяне восприняли проповедь с большим вниманием и тот свет, который пришел от Господа был воспринят с большим благоговением. Мы знаем, что большинство учеников Спасителя были галилеяне. Такое принятие проповеди галилеянами и не принятие проповеди жителями Иудеи, объясняется тем, что последние были больше испорчены различными предрассудками. Они веровали, что Мессия будет земной царь, который покорит евреям все народы. Многие иудеи не воспринимали проповедь Христа, потому что считали, что Мессия должен прийти как большой начальник, а Господь пришел в очень смиренном виде. Никто не думал, что он будет распинаться за род человеческий. Но именно так Господь решил совершить спасение рода человеческого. Благодаря этому вошел в Свою Славу.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим такие слова: «восшед на высоту, пленил еси плен и дал дары человекам». Что это означает? Восшед на высоту означает, что Господь воскрес и восшел на небеса, и это событие мы празднуем в праздник Вознесения Господня. Пленил еси плен означает, что Господь пленил дьявола, ад, пленил смерть и освободил нас. Но с другой стороны, некоторые святые отцы объясняют эти слова иначе — что Господь пленил нас, освободив нас от власти дьявола. И это сладкий плен! Дал дары человекам, означает то, что Господь каждому из нас дал духовные дарования, которые помогают нам спасаться и спасать других. Также мы слышим, что Господь установил разные степени служения для спасения людей: апостолы, пророки, благовестники, пастыри и учители. И эти степени установлены для того, чтобы с одной стороны Церковь увеличивалась, а с другой стороны, чтобы люди входящие в Церковь гарантировано шли ко спасению, к жизни вечной.

И сегодня, почитая память Феофана Затворника, читая Евангелие и Апостолов, будем помнить, что у каждого из нас есть какие-то дары. Постараемся использовать эти дары для спасения своей души, спасения ближних, чтобы угодить Богу и войти в Царство Небесное. Аминь.

Ссылка на видео:
Евангелие
Проповедь

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *